В формировании связной речи важную роль играет
взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание
показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим
строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и
эмоционального развития.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая помогает
соблюдать нормы литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства,
представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно,
грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае,
если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности
детской речи являются произведения
художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки,
фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т. к. оно, расширяя знания об
окружающей действительности, развивает умение тонко
чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно
разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни,
предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы,
поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых
придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и
образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами
фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли
выразительных средств (сравнений, метафор,
эпитетов) в художественном тексте.
В старшем дошкольном возрасте ознакомление с
художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений
разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей
слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием
действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий